Еще одно наблюдение за рынком недвижимости последних месяцев. Для коллег-риэлторов и для продавцов недвижимости должно быть актуальным.
Вопрос оценки квартиры для продажи, как я уже писал — один из самых важных.
Ошибка в любую сторону — потеря денег.
И, как вы должны помнить из моих предыдущих постов, оценка в основном происходит сравнительным методом.
Берутся максимально схожие с вашей квартиры (одна и та же локация, одна и та же классность домов, одно и то же расстояние до метро и т.д.), отсекаются неадекватные выбросы в обе стороны — и вот у вас уже есть средняя стоимость похожих квартир.
Да, потом, приходится делать корректировки на схему продажи, документы, состояние и прочие индивидуальные характеристики. Но примерную вилку цены определить можно.
Чем раньше все и занимались.
Но. Задумывался ли кто-то о том, насколько выросла погрешность такой оценки в свете последних изменений?
Какая разница, сколько стОят все твои соседи в рекламе, если они все находятся в продаже по 3-5 месяцев?
Оценивая квартиры по зависшим в рекламе квартирам, продавцы ориентируются на «цену зависания».
Не на цену возможной продажи!
Раньше, при определенной активности рынка, можно было быть уверенным, что цена на квартиры корректируется рынком. Сейчас квартир в рекламе больше, покупок меньше.
Корректировка так себе.
Поэтому. И это очень важно, если вы хотите продать квартиру в настоящий момент — для оценки своей недвижимости не упускайте из виду параметр срока продажи похожих вариантов.
Повторюсь.
Если недвижимость висит в рекламе полгода — это плохой ориентир для оценки.
Ну и, находиться внутри рынка помогает(не всегда), но это не всем нужно и не для всех имеет смысл.